ВЕЛИКИЙ МОГОЛ На главную

корзина пуста.
8 (495) 502 61 08 (Москва)
8 (911) 829 05 77 (С-Петербург)

ПРАВИЛА ИГР

Шахматы: правила игры

Партию в шахматы играют два партнера, которые поочередно передвигают шахматные фигуры на квадратной доске, называемой "шахматной доской". Игрок, имеющий белые фигуры, начинает партию.

Целью каждого игрока является поставить короля партнера "под удар" таким образом, чтобы партнер не имел возможного хода, который позволил бы избежать "взятия" короля на следующем ходу. Считается, что игрок, который достиг этой цели, "поставил мат" королю партнера и выиграл партию. Партнер, королю которого поставлен мат, проиграл партию.
Если позиция такова, что ни один из игроков не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

Шахматная доска состоит из 64-х равных квадратов, белых и черных полей.
В начале игры один игрок имеет 16 фигур светлого цвета ("белые" фигуры), другой — 16 фигур темного цвета ("черные" фигуры). Эти фигуры, обычно обозначаемые соответствующими символами, следующие:

 
Белый король

 

 
Черный король

 

 
Белый ферзь

 

 
Черный ферзь

 

 
Две белые ладьи

 

 
Две черные ладьи

 

 
Два белых слона

 

 
Два черных слона

 slon2_24

 
Два белых коня

 

 
Два черных коня

 

 
Восемь белых пешек

 


Восемь черных пешек

 

Начальная позиция фигур на шахматной доске следующая:

na4_polozh_194

Восемь вертикальных рядов полей называются "вертикалями". 
Восемь горизонтальных рядов полей называются "горизонталями". 
Прямой ряд полей одинакового цвета, касающихся друг друга углами, называется "диагональю". 

Ходы шахматных фигур на доске таковы: 

король — на любое соседнее поле вокруг себя, 
ферзь — на любое поле по вертикали, горизонтали и диагонали, 
ладья — на любое поле по вертикали и горизонтали, 
слон — на любое поле по диагонали; 
конь движется буквой "Г" (на одно поле по вертикали или горизонтали и на другое по диагонали, он — единственная фигура, которая может передвигаться через поля, занятые фигурами и пешками); 
пешки — только вперёд по вертикалям на одно поле (из начального положения имеют право двойного хода). 

Если на пути движения фигуры стоит пешка или фигура противника, она может быть взята — снята с доски, а фигура, которой берут, поставлена на её место. Взятие пешкой производится ходом на одно поле по диагонали; после взятия она движется уже по др. вертикали. Пешка, продвинутая на последнюю горизонталь, заменяется по желанию играющего любой фигурой, кроме короля. Если пешка, делая двойной ход, проходит мимо поля, находящегося под ударом пешки противника, она может быть взята этой пешкой "на проходе"; взявшая пешка передвигается по диагонали на поле, пройденное взятой пешкой.

Не разрешается ходить фигурой на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура ходит на поле, занятое фигурой партнера, последняя берется и снимается с шахматной доски, что является частью того же самого хода. 

Пешка может пойти вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или:

• своим первым ходом пешка может продвинуться вперед на два поля по той же вертикали при условии, что оба поля свободны, или
• пешка может пойти на поле, занятое фигурой партнера, которая находится по диагонали перед ней на соседней вертикали, при этом пешка берет эту фигуру.
• пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, которая одним ходом продвинулась со своей начальной позиции на два поля, может взять эту пешку партнера, как будто последняя была продвинута только на одно поле. Это взятие может быть осуществлено только на ходу, следующим за этим продвижением, и называется взятием "на проходе".

- Когда пешка достигает самой дальней от ее начальной позиции горизонтали, она должна быть заменена (и это является частью того же хода) на ферзя, ладью, слона или коня того же цвета. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были взяты ранее. Такая замена пешки на другую фигуру называется "превращением", и действие новой фигуры начинается сразу же. 

Имеются два различных способа передвижения короля, посредством: 
 
i. передвижения на любое соседнее поле, которое не атаковано одной или несколькими фигурами партнера;

Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже если такие фигуры сами не могут ходить.
или 

ii. "рокировки". Это ход короля и одной из ладей того же цвета на одной и той же горизонтали, считающийся как единственный ход короля и выполняемый следующим образом: король перемещается со своего начального места на два поля по направлению к ладье, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек. 

Перед рокировкой черных на королевский фланг.
Перед рокировкой белых на ферзевый фланг
После рокировки белых на ферзевый фланг.
После рокировки черных на королевский фланг.

1. Рокировка невозможна:

  • если король уже ходил, или
  • с ладьей, которая уже ходила.
2. Рокировка временно невозможна:
  • если поле, на котором король стоит, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной или несколькими фигурами партнера;
  • если между королем и ладьей, с которой намереваются рокировать, находится какая-либо фигура.
    Считается, что король находится "под шахом", если он атакован одной или несколькими фигурами партнера, даже если такие фигуры сами не могут ходить.
    Объявление шаха не обязательно.
    Ни одной фигурой нельзя ходить так, чтобы ставить своего короля под шах или оставлять своего короля под шахом.

Выполнение ходов 

Каждый ход должен выполняться только одной рукой.
Предупредив заранее о своем намерении (например, сказав "поправляю"), игрок при своем ходе может поправить расположение одной или нескольких фигур на их полях.
За исключением предусмотренного случая, если игрок при своем ходе намеренно касается на шахматной доске:

  • одной или нескольких своих фигур, он должен пойти первой тронутой фигурой, ход которой возможен; или
  • одной или нескольких фигур партнера, он должен взять первую тронутую фигуру, взятие которой возможно;
  • одной фигуры каждого цвета, он должен взять фигуру партнера своей фигурой или, если это невозможно, пойти фигурой или взять фигуру, которой коснулся первой и ход или взятие которой возможны. Если неясно, фигура ли игрока или его партнера была тронута первой, надо считать, что своей фигуры игрок коснулся раньше, чем фигуры партнера.
  • Если игрок намеренно касается своего короля и ладьи, он должен рокировать в эту сторону, если это возможно.
  • Если игрок намеренно касается ладьи, а затем своего короля, он не может рокировать в эту сторону на этом ходу.
  • Если игрок, намереваясь рокировать, касается короля или короля и ладьи одновременно, а рокировка в эту сторону невозможна, игрок должен сделать другой возможный ход королем, в том числе — рокировку в иную сторону. Если король не имеет возможного хода, игрок может сделать любой возможный ход.
Если ни одна из тронутых фигур не может пойти или быть взята, игроку разрешается сделать любой возможный ход. Игрок теряет свое право заявить о нарушении его партнером правил, как только он сам намеренно касается фигуры. Когда в качестве возможного хода или части возможного хода фигуру поставили на поле и отпустили от нее руку, она не может затем быть передвинута на другое поле. Считается, что ход сделан, когда выполнены все необходимые требования. 

Завершение игры

В партии различаются 3 стадии: начальная (дебют), середина (мительшпиль), конечная (эндшпиль). 

- Партия выигрывается игроком, который поставил мат королю партнера. Это сразу заканчивает игру, при условии, что ход, создающий позицию, где поставлен мат, был возможным ходом.
- Партия выигрывается игроком, партнер которого заявляет, что он сдается. Это сразу заканчивает игру.
- Партия заканчивается вничью, когда игрок, который должен ходить, не имеет возможного хода и его король не находится под шахом. Считается, что партия закончилась "патом". Это сразу заканчивает игру, при условии, что ход, создающий позицию, где поставлен пат, был возможным ходом.
- Партия заканчивается вничью, когда возникает позиция, в которой ни один из игроков не может поставить мат королю партнера любой серией возможных ходов. Считается, что партия пришла к "мертвой позиции". Это сразу заканчивает игру, при условии, что ход, создающий эту позицию, был возможным.
- Партия заканчивается вничью по соглашению между двумя партнерами во время игры. Это сразу заканчивает игру.
- Партия может закончиться вничью, если какая-нибудь одинаковая позиция может возникнуть или возникла на шахматной доске, по крайней мере, три раза.
- Партия может закончиться вничью, если каждый игрок сделал последние 50 последовательных ходов без продвижения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры. 

Желаем удачи!


(в статье использованы пункты Правил Игры в Шахматы ФИДЕ ( FIDE-Federation Internationale des Echecs), международной шахматной федерации.) 
Товары со скидкой