ВЕЛИКИЙ МОГОЛ На главную

корзина пуста.
8 (495) 502 61 08 (Москва)
8 (911) 829 05 77 (С-Петербург)

ПРАВИЛА ИГР

Сянци: правила игры

Что же из себя представляет поле битвы сянци?Утверждают, что многие пра-пра-праигры имели астрологическое происхождение, а не бытовое - военно-стратегическое. Что фигуры изображали небесные светила и двигались по кругам. А через центр пролегала небесная река - Млечный Путь. Потом небо опустилось на землю, а небожители сменились земными. Но все также река разделяет его напополам. И все также носит она название "Небесная Река".И строятся войска по разные стороны реки - с одной стороны обязательно только Красные, а с другой Синие (или Зеленые, или Черные). Но всегда первыми начнут войну Красные!

Вообще китайская доска напоминает карту. Не только тем, что на ней обозначена река, но и линиями диагоналей и вертикалей (как параллели и меридианы на настоящих картах). Так вот вертикальных линий девять, а горизонтальных десять. И передвигаются фигуры по этим линиям от пересечения к пересечению. Именно эти точки пересечения и являются полями доски. А таких полей в Сянци целых 90.

У каждой армии есть свой "штаб главнокомандующего " - Крепость. Это четыре квадрата, если считать привычным способом, или девять полей, если считать языком сянци, которым соответствуют девять пересечений линий. "Крепость" отличается от других мест на игровой доске еще тем, что на нем привычные нам игровые квадраты перечеркнуты по диагонали. В Крепости особым фигурам разрешаются особые ходы. В англоязычном варианте оно звучит как "Дворец (Palace)." Но более подходящий перевод это "штаб", "крепость" или "ставка" главнокомандующего. Трудно представить генерала, который ведет боевые действия находясь во дворце. Дворец - это местонахождение императора. Но дело в том, что сянци подразумевает сражение именно генералов, а не императоров. И именно один из генералов должен быть повергнут в результате сражения. Но никак не император! По китайским понятиям это просто недопустимо. Вообще Китайскому Императору было запрещено покидать свой "Запретный Город". Исключение составляли поездки в Императорский Храм Неба или переезд в Летний Императорский Дворец. Император всегда должен был быть на месте, чтобы решать неотложные проблемы, если таковые появятся.

За тысячелетия китайское мировоззрение вобрало в свою плоть и кровь естество сложной иерархической общественной структуры. Императору средней истории Китая, в отличии от правителей более ранних эпох, не надлежало самому стоять у кормила военной власти, ему принадлежит гражданское и гуманитарное управление страной, а "полевые заботы" дело следующей ступеньки государственной иерархии: главнокомандующих, генералов...

А теперь рассмотрим фигуры сянци. 

general2_223
    
Два лагеря на берегах Небесной Реки, две крепости. И в каждой крепости находится Высший Полководец. У красной армии это главнокомандующий Шуай. У синей - генерал Цзян. "Шуай" и "Цзян" - такими иероглифами обозначены в сянци и их фигуры. И означают они в китайском языке слова - синонимы: "высший генерал-полководец".
Не пристало первому военному лицу вступать в личные схватки, ему достаточно руководить битвой издалека, из своей ставки. Поэтому никогда не покидает он ее. 


У каждого генерала есть два приближенных лица - Ши. Это не просто телохранитель. Иероглиф "Ши" кроме того еще обозначает и ученого, мудреца, советника. Поэтому Ши всегда находятся при своем генерале и тоже никогда не выходят из крепости. Они и помогают генералу вести боевые действия, и в случае опасности защищают его.


С левой и с правой стороны от крепости стоят недремлющие стражники Сян. У Красных "Сян" - это иероглиф обозначающий игровую фигуру или важное лицо, состоящее на службе. У Синих - обозначающий слона (звучат они примерно одинаково, лишь слегка разное ударение). Во время боя Сян может передвинуться на фланг, нести охрану крепости, защищать некоторые прошедшие вперед пешки. Но запрещено Сян переходить Небесную Реку. 


Следующими в расстановке боевых сил идут кони - Ма. "Ма" - это и есть иероглиф изображающий лошадь или коня. Он одинаково выглядит как у Красных, так и у Синих. Если внимательно посмотреть на изображение этого иероглифа, то вы увидите это прекрасное животное - голова, тело, хвост, снизу - четыре ноги, - запоминается очень легко!


А на флангах стоят самые грозные фигуры - Че. Это повозки или боевые колесницы. Как для коней Ма, так и для колесниц Че Небесная Река не является препятствием, поэтому они с легкостью преодолевают ее внося панику и переполох во вражеский лагерь.


Воины - пешки в сянци расставлены не плотной цепью, а через одну позицию. Их всего пять с каждой стороны. У Красных это - Бин. У Синих - Цзу. Иероглифы "Бин" и "Цзу" переводятся как "солдат". Пешки передвигаются только вперед клетка за клеткой. И даже когда они "уничтожают врага", то не переходят на соседнюю полосу, а продолжают свое поступательное движение. И лишь перейдя Небесную Реку сила их возрастает и они могут двигаться не только вперед, но и вбок. Только отступать назад пешки не имеют права.


А еще в сянци есть необычная фигура - Пао. Иероглиф "Пао" не только переводится как "пушка", но и звучит также, как пушечный выстрел! Пушки в исходной позиции располагаются позади пешек.
При обычном перемещении пушка следует тем же правилам, что и боевая колесница Че. А вот поражать врага пушка может только через фигуру, стоящую между ней и выбранной ею целью, как бы производя выстрел не напрямую, а "с навесом". Пушка Пао тоже способна преодолевать Небесную Реку. 

Буквенное обозначение фигур:

obozn_370


(Английские названия фигур и их обозначение в нотации было установлено Азиатской Федерацией Сянци (AXF - Asian Xiangqi Federation) в 1980-1982гг, пересмотрено и принято Всемирной Федерацией Сянци (WXF - World Xiangqi Federation) в 1997году.
 
Помимо этих названий и обозначений фигур можно встретить и другие, например:
 
Адъютант - Guard (G), or Аssistant (A), or Bishop (B), or queen, or mandarin,
Слон - Bishop (B) or Minister (M),
Конь - Knight (N),
Ладья - Rook (R),
Пешка - soldier. 


Цзян


Шуай

Начнем с самых главных полководцев - Шуай и Цзян. На полководце лежит вся ответственность за исход сражения. Еще не отдав команды для первого хода он заранее распланировал всю битву, расставил ловушки и западни, разработал стратегию. "Король Боя" называют генерала его подчиненные. Поэтому для простоты и мы будем в дальнейшем именовать их Королями. Хотя схожесть полководца сянци с королем традиционных шахмат весьма незначительная.
Король в сянци может передвигаться только в пределах крепости. Ход выполняется на соседнее поле по вертикали или горизонтали. 

В сянци существует очень важное правило открытой вертикали: оба Короля не могут одновременно стоять на одной вертикали, если между Королями нет других фигур. Поэтому Король может быть и атакующей фигурой, что несомненно имеет особенно большое значение при окончании игры, когда фигур на доске остается мало. Также Король может оттеснять вражеского Короля на боковую сторону крепости для завершения игры победой или же защищать от Короля-противника свои фигуры на любой стадии игры. 

Теперь поговорим о приближенных лицах Королей. Ши - Адъютанты, военные офицеры при своем главнокомандующем. Иногда их еще называют Гвардейцами ("Guard" - телохранитель). Как и их Король, они не имеют права выходить за пределы крепости. Ходят Адъютанты на соседнее поле по прочерченным диагоналям, поэтому в крепости им доступны пять полей, в то время как Королю доступны все девять полей крепости.

Сян-Слоны в сянци тоже своеобразны. Ходят Слоны по диагонали через одно поле, но только если это поле свободно. И перейти Реку Слоны не могут. Таким образом Слонам доступно семь полей. 


Ма-Кони в сянци движутся очень своеобразно. Их движение состоит из двух отрезков. Сначала Конь пойдет на одно поле вдоль по линии, как Король, а потом - по диагонали на соседнее поле, как Адъютант. Но если поле, через которое Конь проходит первую половину своего хода, занято, то в эту сторону Конь идти уже не может, так как китайский Конь не может перепрыгивать через стоящую на его пути фигуру. Поэтому нередко Конь оказывается заблокированным. Ну а в общем то для Коней доступно все поле боя. 

Че-Боевая колесница. Ее устрашающие действия по прямым горизонтальным и вертикальным линиям не ограничены и напоминают движения ладьи в традиционных шахматах. Русские князья перевозили свои войска по водным артериям - поэтому и в шахматах для этой фигуры прижилось красивое название "Ладья". Полноводный юг Китая был освоен китайскими императорами много позже, чем север с его сухими степями и едва покрытыми зеленью плоскогорьями, по ним не проплывешь на челне, - поэтому в сянци - "боевая колесница", которая давит врага, летя на него на всем скаку, а мы для этой фигуры в дальнейшем примем все же название - Ладья. 


Цзу

Бин

Пешка в сянци, пока не перешла Реку, ходит и бьет только вперед на одно поле. После преодоления реки она уже может ходить и бить не только вперед, но и по горизонтали влево и вправо. Ни при каких обстоятельствах Пешка не может отступать. Да, вот еще что, - у пешек в сянци не бывает повышения в чине, как это происходит в традиционных шахматах. 


Пао-Пушка в сянци ходит также как и Ладья. А атакует только "выстрелом" через стоящую на ее горизонтали или вертикали фигуру. То есть для взятия фигуры противника или шаха между пушкой и ее жертвой должна стоять другая, безразлично какая фигура. Значит простой ход Пушка делает как Ладья, а ударный ход выполняет через любую фигуру, перепрыгивая ее. Шах возникает, когда между разноцветными Пушкой и Королем находится только одна любая фигура. Любая Пушка может первым ходом в партии бить Коня, но обычно этого не делает, поскольку Пушка тут же бьется Ладьей, а в начале игры пушка как правило сильнее коня.


В сянци правил не так и много и они легко запоминаются!

Первое правило сянци - Цель игры состоит в том, чтобы нанести поражение противнику или поставить его в безвыходное положение. Это считается выполненным, если:
 
a.  Король противника находится под шахом так, что не имеет никакого законного хода, чтобы выйти из под этого шаха.
b.  Заведение в тупик вашего противника так, чтобы он не имел никакого законного хода, то есть ни одна из оставшихся у противника фигур не может выполнить ход - и это не ничья, а ваша полная победа!
 
(Пат в сянци - не ничья, попавшему в пат засчитывается поражение. Целый ряд игровых окончаний в сянци построен на выигрыше патом.)

Второе правило - Красные всегда ходят первыми.

Третье правило - Нельзя давать вечный шах с повторением позиции более трех раз подряд. Дающему такой шах в четвертый раз засчитывается поражение. При этом атакуемая сторона не обязана менять ходы, более того, четвертое повторение принесет ей победу.
Нельзя давать повторяющийся шах, прерываемый ходом, подготовляющим мат на следующем ходу.

Четвертое правило (подобно третьему), оно касается вечной угрозы любой фигуре, кроме Короля - Нельзя неопределенно долго повторять ход преследования фигуры противника, если он не имеет никакого другого способа избежать потери этой фигуры. 
(Пример: если Вы переместили Ладью на e5, с угрозой Пушке на e6, противник, чтобы избежать потери, переместил пушку на f6. Затем Вы продолжили Ладьей преследование Пушки, перемещаясь от e5 до f5, Пушка вновь, уклоняясь от угрозы, вернулась на e5. И далее следует повторение тех же ходов. Некоторые из подобных ситуаций могут быть более сложными, но обычно человек, кто начинает бесконечную петлю хода, обязан прервать это). Если такое преследование производится с повторением позиции, то на четвертом повторении игра заканчивается. Однако здесь имеется расхождение в правилах: в Китае в этом случае засчитывается ничья, однако за пределами Китая (например в Гонконге) этот запрет не отличается от предыдущих и нападающий в четвертый раз проигрывает.

Пятое правило (о нем упоминалось ранее) - Два Короля не могут находиться на одной и той же открытой вертикали.

Шестое правило - Когда ни одна из сторон не может уже создать матовой или патовой угрозы противостоящему Королю, в игре признается ничья. 

Удачи в игре!
Товары со скидкой